Profile

zidanio: (Default)zidanio

Expand Cut Tags

No cut tags
zidanio: (Default)
[personal profile] zidanio
Теперь перейдем к винам, ликерам, коктейлям и другим напиткам невысокого градуса.

В послесловии к первому посту этого цикла (про безалкогольные напитки) я уже писал, что, возможно, будет правильным разбавить тему американской рекламы фактическими сведениями по освещаемому предмету из жизни нашей страны. Сведения эти основаны только на моих личных воспминаниях и наблюдениях и касаются только тех местностей, где я жил или бывал в 60-70-е годы. Так что сегодня, прежде чем познакомить читателя с американской рекламой на винно-ликерную тему, я попытаюсь вспомнить, что же было у нас в означенном сегменте в те времена.

В СССР 1960-70-х годов пожалуй, не было ни одного товара, который хотя бы даже приблизился по разнообразию ассортимента к винам, сюда же отнесем и прочие некрепкие напитки. В разных регионах страны были свои, локальные бренды, в том числе неофициальные, чисто народные. Но были напитки, получившие общесоюзную популярность, главным из которых в те годы был "Солнцедар". Народ даже посвящал ему стихи: "не теряйте время даром, похмеляйтесь солнцедаром" или "скажи-ка дядя, ведь недаром ты так нажрался солнцедаром". Про "Солнцедар" слагались легенды, говорили, что его закупают у нас зарубежные страны в качестве средства для опыления садов от вредителей или для покраски заборов. Сей напиток продавался в бутылках 0,8 л ("огнетушителях"), имел крепость 16 градусов и стоил 85 копеек без стоимости посуды, а целиком - рубль две копейки. Благодаря "Солнцедару" словосочетание "рупь-две" стало, как бы сейчас сказали, общеупотребимым мемом. История появления "Солнцедара" и приобретения им всесоюзной известности связана с Хрущевым, подписавшим долгосрочный контракт с Алжиром на поставку местного вина. Вино это продавалось под маркой "Алжирское столовое красное" и в бутылках, и в разлив, но не пользовалось успехом из-за ядовито-кислого вкуса. Тогда решили его переработать, сделать крепким и сладким, и этим делом занялся винзавод в поселке Солнцедар под Геленджиком. Я так и не попробовал этого замечательного напитка - к концу 1970-х он уже не попадался в продаже, но те, кто его пивал и таки выжил, делились своими неизгладимыми впечатлениями от его незабываемого вкуса, не скупясь на эпитеты.

А в мои юные годы в Старом Осколе максимальной народной любовью пользовались вина крепостью 17 градусов в поллитровой таре: "Плодово-ягодное" (его звали "плодововыгодным"), "Белое крепкое", или в варианте украинского разлива - "Биле мицне", называемое "биомицином", "Волжское", "Лучистое крепкое", "Золотистое крепкое", было даже "Ежевичное крепкое", правда, прошел слух, что им в нашем городе насмерть отравилось несколько человек, и оно исчезло из продажи. Все они стоили от знаменитых "рупь-две" до рубля и 32 копеек. Но безусловным хитом в те годы было "Яблочное крепкое", в просторечии "червивка" по цене рубль-семнадцать. На конец 70-х оно было самым дешевым в старооскольском винном ассортименте, напитки по "рупь-две" если и попадались, то уже совсем редко. Не сказать, чтоб оно было запредельной гадостью, но изысканным букетом "яблочное крепкое", мягко говоря, не отличалось. "Червивку" народ брал куда охотнее, чем водку. Оно и понятно: три бутылки "червивки" стоили почти на рубль дешевле, чем бутылка водки, а по "убойной силе" ее превосходили. Да и водку надо закусывать, некоторым желательно и запивать, а "червивку" можно было закусить конфеткой, на крайняк не закусывать вовсе, что в варианте уличного распития было удобно.

Когда я переехал в Москву в 1978 году, меня удивило, что москвичам, оказывается, ничего не известно про "рупь-две" и "червивку". Здесь самым популярным народным напитком был так называемый "портвейн". Наверно, сам дьявол не придумал бы ничего, что смогло бы больше опорочить эту знаменитую на весь мир марку португальского вина. "Портвейны" были разных сортов, крепость имели в 18 градусов и стоили 2-27 или 2-42 вместе с посудой. Наиболее распространены были "Агдам", "13-й","72-й", "Кавказ", "777" ("три семерки"), "Акстафа", "Анапа", "Иверия", "Портвейн белый", "Портвейн розовый", "Портвейн золотистый"... Попробовав этого столичного хита продаж, я, помнится, ностальгически пожалел о "червивке" с исторической родины - "портвейн" этот оказался куда более тяжёлым и малоприятным напитком. И по вкусу - если это таковым можно назвать: он был значительно более сладким и противным, и по действию на организм - от него начинала болеть голова, и вообще, он погружал в какую-то одурь.

А помимо "портвейнов", в продаже были другие относительно дешевые напитки, еще менее куртуазные: узбекская "Сахра", таджикский "Памир" (на этикетке писалось "Помир", произносилось, естественно, с ударением на первый слог), "Вермут розовый крепкий". Если тогдашние "портвейны" всё ж наносили заочное оскорбление оригиналу, поскольку были хотя и плохой, но таки узнаваемой пародией на него, то настоящий вермут на этот "вермут розовый крепкий", наверно, и обиды-то не держал - уж слишком непохожим был отечественный эпигон на своего прототипа. Он вообще, честно говоря, ни на что не был похож, и брали его только тогда, когда ну совсем уж никакой альтернативы не было. Его называли "вермуть" из-за обязательного осадка на дне, потом это название трансформировалось в "бормоть", и уже из этого прозвища родилось эпохальное слово "бормотуха". Именно это обобщающее понятие включило в себя все бывшие "рупь-две", "червивки", "биомицины" и их аналоги, все "портвейны" и то, что было около них, сошедший уже с пьедестала "Солнцедар", а заодно и дешевые сухие вина и более дорогие "марочные" узбекского и молдавского производства, по сути, те же "портвейны", только еще мерзее на вкус.


Но всё ж, наверное, это мы, избалованные винным изобилием, были слишком привередливы. Скажем, люди с Запада, считавшегося для нас, тогдашних, "потребительским раем", смотрели на вещи иначе. Приведу конкретный пример. В 1981-82 годах организация, где я работал, занималась приемкой британского оборудования, предназначенного для автоматизации строящегося газопровода "Уренгой-Ужгород". Оборудование везли целыми фурами, нужны были помещения для проверки, поэтому летом арендовали спортзал в одной из школ где-то в Текстильщиках. Англичане распаковывали коробки, монтировали и подключали оборудование, а нашей задачей было удостовериться в комплектности и работоспособности техники, подписать об этом соответствующую бумагу, после чего оборудование опять упаковывалось и увозилось. Отвечал за все один старший инженер, в подручных у него был я, инженер простой, и была еще девочка, хорошо владевшая английским, ну и она же по части чая-кофе-бутербродов. Девочку эту, кстати, один из англичан потом взял себе в жены и увез в свой Альбион, но это так, к слову. Англичан всегда было трое или четверо, иногда приезжали новые, иногда возвращались уже знакомые. Работали до 5 часов - у них был традиционный "файв-о-клок", это святое, ну а в шесть с небольшим за ними приезжала "Волга", чтобы отвезти в гостиницу, а мы расходились по домам.

С какого-то момента британские камрады просекли фишку, что в этой загадочной России, оказывается, пить на работе - это вовсе не грубейшее нарушение дисциплины, а вещь совершенно обыденная, едва ли не необходимая. Они стали приносить на работу пиво, да не простое, а импортное, типа "карлсберга" или "хайнекена", купленное в валютном магазине, а может, в буфете гостиницы "Международная", не знаю. Нас, конечно, тоже угощали. Но сегодня мы говорим не о пиве, а о напитках более серьезных. Так вот, как-то так постепенно само собой сложилось, что к традиционному файв-о-клоку с бутербродами стало требоваться уже кое-что покрепче чая. И так получилось, что за обеспечение англичан напитками ответственным оказался я - наш старший при них всё время должен был находиться, а девочку посылать в винный магазин - всё ж было как-то не по-джентльменски. Помню, что в самый первый раз, когда мне пришлось бежать в магазин за выпивкой, я задал вопрос, который в задавал и в дальнейшем, но чисто для порядка: "Вич, говорю, кайнд ов вайн ду ю виш тудей?" В первый-то раз я попытался перечислить возможный ассортимент, исходя из тогдашнего наличия - а тогда появились и вполне сносные венгерские сухие вина, и отечественный, тоже "съедобный", настоящий белый вермут по 4-20... и шампанское, помнится, я им предлагал... но ответ и в первый раз, и в последующие разы был один: "Порто!!! Порто онли!!!" Они спонсировали, как правило, 4 бутылки "порто", и когда я приносил "агдам", "анапу", или "три кочерги" - надо было видеть, как загорались у них глаза! За час с небольшим мы впятером-вшестером, девочка принимала лишь символическое участие, уговаивали эти 4 бутылки "порто" под бутерброды с плавленым сыром и докторской колбасой по два-девяносто и возгласы типа "экселент!", "фэнтэстик!", "оо-у, вери тэйсти!"

И я не удивлюсь, да что там говорить - даже тешу себя надеждой, что в память о далекой и малопонятной России тогдашние наши британские партнеры увезли с собой не только нашу девочку, а ещё и впридачу несколько ящиков этого самого "порто", рассовав бутылки в свои объемные баулы.

И, переходя наконец к основной теме этого поста, я с сомнением смотрю на публикуемые ниже красивые картинки, рекламирующие (якобы?) вкусные и качественные напитки. Не довелось их нам в те годы попробовать, да может, и пёс с ними? У нас же были свои суперхиты - "солнцедар", "червивка" и, наконец, международно признанный "порто"!

Короче,
Раздел I. Напитки. Часть 3. Вина и ликёры.

Вообще-то, рекламные постеры тех лет, посвященные обсуждаемым напиткам, разнобразны, красивы и грамотны.

1962
Это "черри", нам в те времена вовсе неведомый.


"Мартини и Росси" - это винокуренный завод в турине, основанный Алессандро Мартини, давшим имя знаменитому напитку.



Вино "Галло"


1967

Вино "Лансер"


Опять знаменитая продукция туринской винокурни.




А это шампанское сорта Lejon.


И еще один сорт шампанского - "Звезда Давида"!


Ликеры. Вот эту-то тему я во вступлении и не раскрыл. В 60-70-е ликеров, в современном понимании, в советских магазинах было совсем мало. Встречалась какая-то карамельно-мятная тягучая, запредельно сладкая продукция крепостью градусов в 25 под такой маркой, но ни названий, ни цен я не запомнил, ввиду категорической неприемлемости для меня в то время напитков такого рода. Впервые качественные ликёры я попробовал году эдак в 1980 - тогда в магазинах в изобилии, но, увы, на короткий период появились чехословацкие ликеры в литровых бутылках - "Пелинов", "Амаро" и "Амаретто". Стоили они довольно дорого - 10-50 за бутылку, крепость имели 30-32 градуса. Такого по качеству продукта я не пивал ни до, ни долгое время после. А дальше - многие уже это помнят, в конце 80-х - начале 90-х все коммерческие палатки были заставлены "ликерами" польского производства, где были представлены все возможные разновидности фруктов и ягод в качестве основы, от привычных клубники, вишни и абрикоса, до неведомых маракуйи и папайи, также присутствовало, причем в разных вариантах, упомянутое уже "амаретто"... Как ныне известно, всё это изобилие производилось на кустарных заводиках из соответствующих концентратов эфирных масел, красителей и спирта "Royal". Наверное, тогдашние производители "ликёров" вправе занять почетное второе место по дискредитации продукта, после недостижмых в принципе советских авторов идеи приоизводства под видом портвейна омерзительнейшей бормотухи.

Абрикосовый ликёрчик.


1972
Коктейли разные.


Еще один сорт шампанского.


Еще ликер.


Девчонка чудо как хороша...


Вина - "Лансер", уже фигурировавший


и "Тейлор" какой-то


"Дайкири" - коктейль на основе рома, тоже продававшийся у нас в палатках в упомянутые выше польско-ликёрные времена, и, естественно, ничего не имевший общего с оригиналом.


"Перно", которое почему-то рекомендуют пить с апельсиновым соком. Ну, мало ли что у людей бывает, они еще, например, и бейсбол очень любят.


Еще винище - "Альмаден" на этот раз - не пробовал.


Ликеры "Гальяно", "Бенедиктин"...



1977

Ликер "Каухла" - гавайское что-то, не иначе. Какие-то деревянные маски и деревянные человечки. Маска на верхней картинке похожа на Путина, правда, я так и не понял, почему там на месте, где, по идее, приличествует быть усам, расположена дополнительная верхняя губа?



Еще пара ликёров, "Юкон Джек" и "Харвиз".




Ликёры, ликёры... "Южный комфот", блин,


"Дрэмбью" какой-то. Поясняет мой lj-friend [livejournal.com profile] djtigerratt, знаток этой "кухни": "Драмбуйи" скорее - у него не английское, а скорее англизированно-гэльское название. Это крепкий шотландский ликёр из виски, мёда и пряных трав.



"Grand Mariner" - серийная реклама с пейзажами,



опять "Южный комфорт", на этот раз с блондиночкой. Ничё так.


Опять "Дайкири", клубничный.


А это ликер кофейный.


Для разнообразия - уже знакомое нам вино "Лансер".


А это "Амаретто ди саронно"! У нас тоже, были времена, такое продавалось! Надеюсь, то, что на картинке - не из спирта "Рояль".


Кокосовый ликёр. Пробовал такой, очень вкусный.


Ну и, наконец, вермут, упомянутый в моем сегодняшнем рассказе, по-моему, даже и не один раз.



Можно закрыть эту тему, чтобы в дальнейшем перейти к освещению рекламы напитков уже настоящих, мужских.

Использованы материалы журналов "Life", "New York Magazine", "Playboy", "Popular Science", "Popular Mechanics", "Boy's Life", "Jet", "Texas Monthly", "Orange Coast Magazine", "Cincinnati Magazine" за 1962, 1967, 1972 и 1977 годы.

Читайте и смотрите также:
Раздел I. Напитки. Часть I. Напитки безалкогольные
Раздел I. Напитки. Часть 2. Пиво
Раздел I. Напитки. Часть 4. Водка
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting