Profile

zidanio: (Default)zidanio

Expand Cut Tags

No cut tags
zidanio: (Default)
[personal profile] zidanio
Апрельский обзор, посвященный Пасхальной неделе, открывает рисунок с комментарием из журнала "Нива" (1892, № 14).
90.23 КБ
23.83 КБ


Еще один рисунок из "Нивы" (1906, № 13).
118.32 КБ

А это уже первая мировая. Фотография из "Нивы" № 16 за 1915 год.
55.58 КБ

Благотворительный призыв из журнала "Родина" за 1914 год.
54.67 КБ

Прошло всего несколько лет, и отношение к пасхальному яичку резко изменилось ("Безбожник", 1921).
40.18 КБ

Новое время диктует необходимость появления новых героев и образцов для подражания.
45.56 КБ
("Безбожник у станка", 1924)

42.51 КБ
("Красноармеец-безбожник", 1928)

И праздник Пасхи теперь представляется в совсем ином свете.
Вот что пишет по этому поводу комсомольский журнал "Смена" (№7, 1924).
72.64 КБ

А журнал "Здоровая деревня" публикует материалы на ту же тему, но в более доступном для простого народа формате.
Комикс (№4, 1926):
95.69 КБ

Стих, написанный ярким и предельно понятным языком (№4, 1927):
61.27 КБ

Журнал "Безбожник у станка" демонстрирует весьма брутальные методы борьбы с бесплотными силами.

От простого запугивания (1928)...
57.73 КБ

... до физической расправы (1929)...
89.04 КБ

(1932)
45.28 КБ

... и химического воздействия (1927).
57.71 КБ

Но самый ощутимый удар сонму бесплотных сил был не физическим или химическим, а моральным, что очевидно явствует из этой картинки ("Безбожник у станка", 1929):
92.44 КБ
Дело в том, что переход на непрерывную неделю (4 рабочих дня + 1 выходной) был связан с отказом от общевыходных дней, т.е. воскресений, когда народ по традиции ходил в церковь. Правда, эта схема не прижилась, потому что графики у всех были разные, и это приводило к путанице и неразберихе. Вскоре все перешли на другую схему: общие для всех 5 рабочих дней + 1 общий для всех выходной. Так и называлось: шестидневка. И в календарях все дни обозначались не старыми названиями дней недели, а как N-й день шестидневки. "Непрерывка" просуществовала до 1940 года, когда вернулись к общепринятым дням недели и схеме "6 рабочих дней + 1 выходной".

Борьба велась по всем фронтам. Отмены воскресений было явно недостаточно.

Вот что пишет "Правда" (8.04.1930): "В фабричном и городском районах Твери с большим успехом прошли антирелигиозные карнавалы. На "Пролетарке" в карнавале участвовало 7 тысяч человек. Сожжено свыше 1000 икон".

"Пора убрать "исторический" мусор с площадей, - звучит призыв в газете "Вечерняя Москва" (27.03.1930). - Улица, площадь не музей… И это место должно быть очищено от все еще засоряющего его векового мусора - идеологического и художественного".

А ярославская газета "Северный рабочий" (18.04.1932) публикует целый манифест:
"Подлинно социалистически городом, а не музеем церковных древностей должен стать Ярославль.
Очистить площади и улицы города от "Варвар великомучениц", "Симеонов столпников" и других церквей…
…Ярославская общественность во главе с Союзом воинствующих безбожников… призывает к сносу с Советской площади, имеющий административное значение для Ярославля, церкви "Ильи Пророка".
Мы требуем сноса церкви "Всех святых", находящейся в середине Комитетской улицы и ломающей ее. По тем же соображениям требуем сноса на Советской улице церкви "Варвары великомученицы", "Симеона столпника" около школы Карла Маркса, церкви "Николо-Надейного" и церкви около пединститута.
Мы требуем очистить весь берег Которосли и Волги от всех церквей и сноса Успенского собора - Михаила Архангела".


В том же ключе призывает действовать и "Безбожник у станка" (1926):
89.65 КБ

И эти пламенные призывы воплотились в жизнь!
"Здоровая деревня" (1927, № 4) рассказывает о том, как на месте монастыря в Архангельской области, "где жир накапливали монахи" открылся дом отдыха для трудящихся!
104.51 КБ

"Огонек" (1929, № 17) рапортует об изъятии нарушающих тишину церковных колоколов и направлении их на нужды народного хозяйства:
66.29 КБ
76.70 КБ

"Смена" (1930, № 7) знакомит читателя с новым, народнохозяйственнополезным применением здания Владимирского собора в Воронеже:
46.28 КБ

В 1934 году та же "Смена" с радостью повествует о том, как взрывали Симонов монастырь в Москве, чтобы построить на его месте Дворец культуры Ленинской Слободы!
85.81 КБ
"Никто в слободе не спал. Было веселье"...

Потом постепенно богоборческий восторг стал сходить на нет. В поздние 30-е, в 40-е годы накал антирелигиозной пропаганды снижается. В 1941 году был закрыт журнал "Безбожник у станка" и распущен Союз воинствующих безбожников, его издававший. Пресса лишь изредка апеллирует к эсхатологии, причем объектом внимания бывают преимущественно силы отнюдь не ангельские.

Вот, к примеру, журнал "Смена" в 1939 году публикует сценку из загробной жизни "На старом кладбище", где герои - Махно, Колчак, Юденич, Врангель, японские и германские офицеры, с такой вот иллюстрацией:
84.48 КБ

Изображения преисподней с чертями периодически появляются и в "Огоньке" (1945, № 5)
119.81 КБ

... и в "Крокодиле".
1969, № 23
73.29 КБ

1976, № 11
144.55 КБ

А что касается праздника Пасхи, которому я и посвятил этот обзор, то я, перерыв кучу послевоенных журналов, не обнаружил ни одного упоминания о нем, кроме одной карикатуры в "Крокодиле" за 1959 год (№ 11), впрочем, вполне беззлобной.
72.44 КБ


From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.